Теория деструктивности Э. Фромма

Кроме этого, страх является сублимационной преобразованной формой агрессии. Как выше было сказано, под установками мы подразумеваем два психологических механизма: Есть два основных стремления: Карл Густав Юнг выделил четыре психологические функции, которые имеют компенсационные законы: Это компенсация вытесненной агрессии. Некая девушка интроверт меланхолического темперамента. Мы выделяем два типа компенсации: Первый тип представляет собой естественное психологическое движение, или сублимацию. Инстинкт самосохранения подробно рассмотрел Адлер. Эти размышления были взяты А.

Эрих Фромм Типы агрессии

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников - шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек - настоящий"убийца". Как объяснить эту"гиперагрессивность"?

Агре ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент отрицательные переживания состояния страха, напряжённости.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Злокачественная агрессия и причины ее проявления 3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления Заключение Список использованных источников Введение Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании.

В этой точке понимание агрессии в этологии существенно отходит от того, что за этим термином Фромм. В то время как Фромм рассматривает тенденции к где на одной стороне гнев и нападение, а на другой страх и бегство.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков.

И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал? В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т.

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного

Существует несколько теорий появления агрессивности: В нашей речи агрессия представлена многими терминами. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась со злом. Спор о том, зол ли человек изначально или же добр, продолжается не одно столетие. Уже в древнейшей философии присутствуют прямо противоположные точки зрения по этому вопросу.

Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет"злую природу".

Эрих Фромм о природе человеческой Агрессии Садизм Фромм определяет , как желание обрести абсолютную власть над другим живым созданием. Раздвоение Личности · Страх Темноты · Влияние на другого.

Однако, несмотря на то, что нейрофизиологические паттерны и у человека, и у животных достаточно близки, становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны. При этом речь идет о следующем: Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы.

Иными словами механизм оборонительной агрессии мобилизуется не только тогда, когда человек чувствует непосредственную опасность, но и тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но и позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, чтобы его убеждали.

Он готов увидеть опасность там, где ее нет. Именно этим Фромм объясняет начало большинства современных войн. Дополнительное усиление оборонительной агрессии у людей по сравнению с животными обусловлено спецификой человеческого существования. Человек,подобно зверю, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам.

Психология человеческой агрессии. Фромм Э. Типы агрессии

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков.

И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал? В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде.

Так Фромм подчеркивает полисемантизм понятия «агрессия», которое и жизнь как страх перед смертью и реализация бегства от нее.

Злокачественная агрессия как основа деструктивности Фромм начинает анализ деструктивности с критики учений об агрессивности в инстинктивизме - отдельных положений философии З. Лоренца [1] и бихевиоризме - идеи Б. Скиннера [2] и др. Периодически агрессивность накапливается и ищет разрядки в агрессивных поведенческих актах. Представителем инстинктивистской трактовки агрессии является З.

Фрейд, взгляды которого были рассмотрены нами выше. Анализируя идеи Фрейда, Фромм отмечает, что заслугой австрийского мыслителя является его переход от механицизма и физиологизма к биологическому восприятию организма как целое.

Проблемы агрессивного поведения людей

Злокачественная агрессия и причины ее проявления 3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления Заключение Введение Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании. В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий.

Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работах соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Каждая книга, вышедшая из под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни.

Э. Фромм говорил о том, что « филогенетически запрограммированная что страх усиливает агрессивность человека и приводит к упреждающим.

Агрессия с целью самоутверждения Заключение Введение Тема данной работы — агрессия как способ самоутверждения в современном обществе. В современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекает внимание специалистов к исследованию сущности и причин агрессии.

Изучение агрессивности затрагивает проблемы поведения любого человека, а также психические отклонения, приводящие к печальным последствиям и деградации не только конкретного индивидуума, но и всего общества в целом. Агрессивность в наше время стала реальной проблемой общества. Цель данной работы — рассмотреть агрессию как способ самоутверждения в современном обществе Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи: Природа агрессии Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности.

Поэтому в некоторые возрастные периоды - в раннем и подростковом возрасте агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснение агрессивности или формирование реактивных образований.

Эрих ФРОММ. ТИПЫ АГРЕССИИ. ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Иногда возникает впечатление, что животного поведение носит черты садизма например, кошки игра с мышью. Но если мы думаем, что игра эта доставляет кошке удовольствие, то это не иное что, как антропоморфная интерпретация. На самом любой деле движущийся предмет приводит к такой же реакции точно, как реакция на мышь. Значит ли что, это моток шерсти будоражит в кошке инстинкт?

Предлагаем вам 30 цитат выдающегося немецкого философа и психолога Эриха Фромма. Цитат, дарящих жизнь, цитат, которые.

Фромм вводит разделение агрессии"доброкачественной" — филогенетически заложенного импульса к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии"злокачественной" деструктивности и жестокости. Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К. Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах"гидравлическая концепция агрессивности".

Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение импульсы. Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем.

В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения.

Агрессия как социально-психологический феномен

Каждая книга, вышедшая из-под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни. Раскрыть содержание теории Эриха Фромма. Охарактеризовать основные виды агрессии. Раскрыть особенности причин проявления агрессии. При рассмотрении данной темы используются методы научного познания:

В интерпретации Э. Фромма [4], слово «агрессия» произошло от в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах. Поэтому главным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числа факторов, реально провоцирующих эту агрессию.

Разумеется, рамки данной книги не позволяют начертить программу социальных перемен, необходимых для решения такой задачи[]. Поэтому я ограничусь здесь лишь несколькими замечаниями. Главное условие состоит в том, чтобы устранить из жизни взаимные угрозы — как индивидов, так и групп.

Социальная психология. Конформизм и враждебность по Музаферу Шерифу.